ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ШКОЛЕ


Психологическое сопровождение в школе состоит из следующих направлений:
— диагностическое направление (различные виды диагностики, как фронтальной, так и индивидуальной, плановой и по запросу классных руководителей или родителей);
— консультативное направление (индивидуальное или групповое консультирование педагогов, родителей и детей, по запросу);
— аналитическое направление (анализ полученных результатов в ходе диагностики);
— просветительское направление (включает в себя выступления на родительских собраниях, различные онлайн-лекции, выступления на тематических мероприятиях);
— коррекционно-развивающее направление (это специальные коррекционно-развивающие занятия для детей со статусом ОВЗ, с заключением ПМПК, проводятся по индивидуальному расписанию, в мини-группах);
— экспертное направление (данная работа включает в себя участие в школьных консилиумах, советах профилактики, написание заключений и характеристик по результатам диагностики, по месту требования)

Психологическое сопровождение в школе осуществляется с согласия родителей (законных представителей) ребенка. 



ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Фронтальная диагностика — это групповая диагностика классов. Она бывает точечной (по индивидуальному запросу классного руководителя) и срезовой (когда мы проводим исследование того или иного параметра у всей параллели). 
У любого исследования всегда есть конкретная цель. В рамках психологического сопровождения в школе для нас, прежде всего, важны критические этапы в жизни школьников. 

Если мы говорим о начальной школе, то это начало обучения (обязательная диагностика первоклассников). Она включает в себя исследование нейро-физиологической зрелости мозга (насколько дети готовы приступить к обучению) и исследование адаптации. 

Второй ключевой период в начальной школе — это 4-е классы. Здесь мы исследуем уровень готовности детей к обучению в средней школе и факторы, которые могут вызвать затруднения в учебе  при переходе в среднее звено. Для нас показательными являются: навык чтения (осознанность восприятия текста), уровень понятийного мышления, речевое развитие, школьная мотивация и личностные особенности детей, влияющие на обучение.  

Два этих среза проводятся ежегодно. 
Также по запросу проводится исследование эмоционального состояния класса (социометрия). Тоже фронтально. 

В среднем звене (начиная с 7-х классов) ежегодно проводится социально-психологическое тестирование (СПТ). Это федеральная программа, которая действует на всей территории страны. Тестирование проводится онлайн, на компьютерах. И благодаря этому исследованию выявляются ресурсы и дефициты ребенка. 

Ну, и, конечно же, в школе проводится индивидуальная диагностика детей. Методики и направления зависят от цели исследования и запроса. 




ДИАГНОСТИКА БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ


Каждый год в нашей школе проводится индивидуальная диагностика будущих первоклассников.
Данная диагностика не является обязательной, её проходят по желанию. 

Мы работаем по методике Л. А. Ясюковой «Исследование школьной готовности». 

В ходе диагностики мы исследуем следующие показатели:
— визуальное мышление;
— понятийное и абстрактное мышление;
— уровень речевого развития;
— кратковременную слуховую и зрительную память;
— произвольное внимание;
— скорость переработки информации;
— особенности преобладающего эмоционального фона ребенка;
— энергетический потенциал ребенка и его адаптационные возможности;
— личностный потенциал обучения (самооценку, эмоциональные установки по отношению к школе, обстановку в семье и др.);  
— уровень личностной тревожности;
— нейро-физиологическую зрелость мозга. 

Это глубокое серьезное исследование, которое проводится в присутствии родителей (законных представителей). Сама процедура тестирования занимает примерно 45 минут (данный показатель зависит от скорости работы конкретного ребенка). После этого проводится консультирование родителей (законных представителей) по результатам диагностики и даются соответствующие рекомендации. 

Цель данного исследования, выявить ресурсы и дефициты ребенка, на что он может опираться, а что требуется восполнить, чтобы ребенок мог справляться с нагрузкой нового этапа жизни. 

Многие дефициты можно скомпенсировать, если начать с этим работать как можно раньше.
Бывает, что некоторые родители боятся обращаться за помощью к специалистам, теряя драгоценное время. Но лучше проверить и исключить проблему, чем вовремя не помочь ребенку. 
В данном вопросе мы действуем, прежде всего, в интересах ребенка. 


КОНСУЛЬТАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

В основном (и чаще всего) мы говорим, конечно, об индивидуальных консультациях, когда можно спокойно обсудить все затруднения, с которыми сталкиваются родители, педагоги или сами дети. 
Консультации проводятся по запросу и предварительной договорённости о времени. 

Бывают и экстренные ситуации, когда решать вопрос приходится в режиме реального времени. 
Но зачастую «тревожные звоночки» становятся заметны намного раньше. И если Вас что-то настораживает, лучше сразу проконсультироваться, чтобы держать руку на пульсе и не допускать возникновения этих самых критических ситуаций. 


ЭКСПЕРТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ



Также является одним из важных направлений в работе школьного психолога. 
Мы регулярно принимаем участие в психолого-педагогических школьных консилиумах, на которых разбираем различные школьные ситуации, а также в школьных советах профилактики. 
Отдельным пунктом является активное участие и работа в районном методическом объединении школьных психологов Ленинского района. 
А также участие в различных тематических городских и районных мероприятиях.



АНАЛИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Любая диагностическая работа нуждается в аналитическом пояснении. Поэтому после любой диагностики мы пишем заключения или характеристики. После проведения фронтальной диагностики, составляются аналитические справки.
Благодаря анализу мы можем отследить динамику, определить ключевые моменты, на которые нужно обратить внимание (т.н. «острые углы»), выявить ресурсные и дефицитарные точки, чтобы в дальнейшем дать соответствующие рекомендации и более успешно осуществлять динамический контроль. 


КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ

С каждым годом в нашей школе всё больше появляется детей, прошедших ПМПК и имеющих соответствующие заключения. В основном, здесь речь именно про начальную школу. 
С этими детьми в течение года проводятся индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, согласно выявленным комиссией дефицитам. 
Отдельно занятия проводит наш логопед — Французова Наталия Витальевна. 
И отдельное расписание составляем мы, психологи. 

Почему данное направление так важно именно в начальной школе? Безусловно, без совместной работы с педагогом и родителями сложно добиться какой-то динамики. Поэтому здесь важен трехсторонний союз. Но наша основная задача, чтобы ребенок за время обучения в начальной школе смог максимально скомпенсироваться, чтобы при переходе в среднюю школу ему (по возможности) не пришлось подтверждать свой статус.